Брошюра о природе Янаульского района
Информация о сельских поселениях.
О русских поселениях в Янаульском районе
По утверждению краеведа Якова Мерзлякова русские поселенцы в Янаульском районе -это выходцы из Закамья. Русскоязычное население Янаульского района в основном проживает в таких селах, как Орловка, Зайцево, Игровка, Петровка, Никольск, Чераул.История их возникновения, а также подробная информация о развитии с. Зайцево были найдены в рукописях бывшего учителя Зайцевской школы Якова Мерзлякова (1913 г.р.). Альбом с записями краеведа хранится у его дочери Натальи Зворыгиной. В давние времена на территории нынешних сел Зайцево, Чераул и Петровка рос непроходимый лес. Вся земля в округе принадлежала помещику Шишкову. Рассказывают, что эти земли Шишков выиграл в карты у другого помещика.Осматривая проигранные территории бывший и новый хозяин доехали на лошадях до того места, где потом и был отстроен Чераул. Проигравший помещик отвел Шишкову по две десятины поля вместе с лесом.Сам барин Шишков тоже имел крепостных, которые поселившись в наших краях, образовали поселение Кошкино. Затем поселенцы создали деревни Орловка, Каймаша, Зайцево, Петровка, Татаркино, а позже появились починки* Игровка, Никольск, Новотроицк. (* - Починками в России до XX века называли вновь возникшие сельские поселения. Когда с первоначальным двором в починке возникали один или два других, он становился деревней.) Все это происходило во времена правления Петра I. Тогда при освоении новых земель предоставлялась льгота по податям* сроком до трех лет (на старых обжитых землях для крестьян было учреждено очень много налогов: на соль, на бороду, на гроб и т.д.)(* ПОДАТИ - в России до середины XIX века - название различных денежных налогов с зависимого населения. Социальные группы населения, платившие подати, называют податными сословиями. Подать — в средневековой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло» , в этом смысле подать упоминается с начала XV века. В феодальное время от податей частично освобождалось население привилегированных светских и церковных вотчин. В XV—XVII вв. подати платились с определённых оплатных единиц (обжа, соха, живущая четверть) , с 1768 года — со двора.) Со своим скарбом и скотом русские перешли реку Каму зимой по льду и двинулись на восток. По преданию первыми поселенцами были семьи по фамилии Зайцевы. Примерной датой основания с. Зайцево можно считать 1720 год, так как в ревизских сказках* тех лет на реке Ваня учтена деревня под таким названием.(*Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения).
Месягутовский сельский совет (по материалам газеты "ЯЗ" № 21(11925) от 25 февраля 2016 года)
На территории Месягутовского сельсовета проживают 994 человека. Из них пенсионного возраста - 407, людей среднего возраста - 541, учащихся и студентов - 81 человек. В состав сельского совета входят села месягутово, Верхний Чат, деревни Кызыл-Яр, Старый Алдар, Тау, Нижний Чат, Куш-Имян , но в этой деревне уже никто не проживает.Территория СП занимает 7962 гектара земли и граничит с Ямадинским и Староваряшским сельскими советами, с. Татышлинским, Калтасинским и Бураевским районами Республики Башкортостан.
ЯМАДИНСКОЕ СП ( по материалам газеты "ЯЗ" № 51(11955) от 12 мая 2016 года)
На территории Ямадинского сельского поселения расположены села Ямады, Четырман, Андеевка, Югамаш, Салихово и деревня Урал. Площадь СП - 114,3 кв км. Сельское поселение включает 735 дворов, где проживают 1675 человек, из них пенсионеров - 494, детей -330. 18 семей Ямадинского сельского поселения признаны многодетными. Население обслуживают 3 ФАП, 3 библиотеки, почтовое отделение, АТС, ветеринарный участок, 10 магазинов. Дорог общего пользования - 27 км, газифицировано 195 дворов.
Ямады -родина народного поэта, лауреата государственной премии Татарстана им. Г. Тукая Ильдара Юзеева (1933-2004); доктора филологических наук, автора многих учебников по татарской литературе, академика АН РТ, лауреата государственной премии Татарстана им. Г. Тукая Нила Юзеева (1931-1996); художника, заслуженного деятеля искусств Татарстана Э.Зарипова (1938-2009). Казенная школа в Ямадах открылась в 1908 году. История села Ямады. Деревня Ямады (Юмады) при р. Гарей в 20-х годах 20 века являлась центром Кызылъяровcкой волости Бирского кантона. В конце XVIII в. она состояла только из 10 дворов, на каждый из них в среднем приходилось по 4,8 человека. Всех жителей было 48 человек, причем женщин было почти в 2 раза меньше (17 человек), чем мужчин. Данный факт говорит о том, что это поселение возникло перед самой V ревизией, проведенной в 1795 г. В 1816 г. в 15 дворах показали 95 человек. 183 человека при 22 дворах было в 1834 г. При этом в 4 семьях жили многоженцы (18,2% от всех дворов). X ревизией зафиксировано 420 вотчинников и 60 дворов. Почти столько же башкир (418 человек) было в 1870 г. Количество дворов достигло 72. Советская перепись 1920 г. выявила 876 башкир и 186 их дворов. Одним словом, в этом поселении жили одни башкиры - владельцы урман-гарейских вотчинных земель.
О хозяйстве жителей несколько сведений. В 1842 г. на 183 башкира было засеяно 369 пудов озимого и 560 пудов ярового хлеба. В среднем на одного жителя его приходилось по 5 пудов. Деревне принадлежали 2 мельницы. 22 двора владели 154 лошадьми, 170 коровами, 137 овцами и 129 козами. Пчеловоды имели 180 ульев и 170 бортей. Занимались лесным промыслом и извозничеством. Мусульмане имели свою мечеть.
Башкирия со времен Золотой Орды до конца XVIII века делилась на 4 «дороги» (территории). В 1798-1865 гг. дороги делились на кровно-родственные волости. Деревня Ямады входила в Урман-Гарейскую волость Осинской дороги (Оса - город в Пермской области). Волости делились на юрты. Из деревни Старый Буртюк Калтасинского (сейчас Краснокамского) района, расположенного на месте владения реки Гарейки в Танып, житель Гарей привез из Уфы землемера, примерно в 1550 году, который документально закрепил участок земли за Гареем, который с тех пор называля Гарейской дачей. Янаульский и Татышлинский районы образовали Гарейскую, Уранскую, Ирактинскую дачи. Деревня Ямады и близлежащие деревни входили в Гарейскую дачу.
Башкирия с 1574 г. называлась Уфимским уездом, с 1708 г. – Уфимской провинцией, в 1744-1865 гг. вошла в состав Оренбургской губернии, с 1865 г. – к Уфимской губернии. Уезды образовались в 1781 году и существовали до 1919 г. В 1866 году вместо кровно-родственных волостей образовались территориальные волости. Деревня Ямады входила в Кзыляровскую волость Бирского уезда Уфимской губернии. Центром Кзыляровской волости в 1866-1920 гг. была деревня Кзылярово (Месягут). Когда в 1920 году, при пожаре, сгорело здание волостного управления, то центром стала деревня Ямады (1920-1930 гг.). Волости существовали в 1866-1930 гг. В 1919 году Башкирию делили на 13 кантонов. Бирский кантон состоял из 22 волостей. В 1930 году кантонно-волостное деление было заменено районным и создано 48 районов в Башкирии.
ИСТЯКСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ( по материалам газеты "ЯЗ" № 41(11945) от 14 апреля 2016 года)
В состав Истякского сельского поселения входят села Истяк, Ахтиял, Банибаш, Новый Куюк, Старый Куюк, Сабанчи, Чулпан, Шмельковка.
Историческая справка: По народным преданиям деревня Истяк возникла 200-250 лет назад. Одна из легенд гласит, что когда-то жили три брата.Старшего звали Биздерган, среднего - Исамат, младшего - Истяк. В поисках плодородной земли и чистой воды они добрались до до этих краев и решили обосноваться на горе, которая впоследствии получила имя старшего из братьев. В то далекое время в этих краях шумели дремучие леса, река Каймаша была полноводной, вода- чистой и прозрачной, земля - черноземной и плодородной. На склонах гор можно было пасти целые стада скота, на лесных полянах можно было вырастить много урожая зерновых. Так мечтали братья построить хорошую жизнь... Однако они недолго вели совместное хозяйство. Однажды Биздерган решил, что ему досталась малая часть земли. И поссорились между собой все три брата. Разошлись они в разные стороны. На горе остался Биздерган, по реке Каймаша выше поднялся средний брат Исамат (после революции Исамат и Ахтиял объединились в деревню Ахтиял), а младший Истяк пустил свои корни там, где сейчас и находится названное его именем село.
В настоящее время: В селе Истяк есть средняя школа, действуют детский сад и фельдшерско-акушерский пункт. Газифицированы 82% домохозяйств. Предстоит газификация деревни Банибаш. На территории сельского поселения функционирует пилорама, есть фермерские хозяйства с посевными площадями 400 га и 120 головами крупного рогатого скота, табуном лошадей в 30 голов.Жителей поселения обслуживают 5 магазинов и кафе "Нур".Построена новая мечеть( в с. Истяк). Жители Ахтияла приняли решение о переоборудовании пустого здания школы в мечеть.В память об односельчанах, отдавших свои жизни за мирное небо, сооружены обелиски.Сельское поселение расширяется -появляются новые улицы, вскоре село Истяк и деревня Банибаш соединит новая улица!